Эксплуатация и обслуживание акб Trojan
Ключевые моменты в эксплуатации тяговых батарей, влияющие на срок службы. Составлена из материалов официальной инструкции по эксплуатации батарей Trojan от завода изготовителя, и не может служить ее заменителем. Этот материал только для батарей с жидким электролитом.
- Перед началом эксплуатации проверить уровень электролита
- Проверять уровень раз в две недели, а в жарком климате раз в неделю
- Доливать дистиллированную воду только после заряда АКБ
- После разряда - сразу (а не через день-неделю-месяц) зарядить
- Все эти действия проводить в перчатках и очках - авось не брызнет кислотой обойдется ожогом.
- Заряд проводить в проветриваемом помещении и не курить рядом, - водород опасный газ. Все! Тогда батарея прослужит заявленный срок!
Мы знаем, что никто не будет читать руководство по эксплуатации, пока не сломается. Поэтому приводим реальную ситуацию на примере которой показываем как избежать ошибок в обслуживании и методы восстановления "запущенной" батареи.
Инструкция по работе и восстановлению тяговых батарей Trojan с жидким электролитом.
Исходные данные: есть батарея Trojan T875, которая потеряла тяговые свойства и в составе блока их 6 АКБ не позволяет полноценно эксплуатировать гольф кар. Срок эксплуатации 8 месяцев, при заряде напряжение не поднимается до уровня 8,5 вольта.Действие первое. Измерение простым тестером напряжения батареи. Напряжение = 7.67 Вольта.
По таблице определяем степень разряда 90% от номинальной емкости. Это соответствует состоянию глубокого разряда, и логичным ходом было бы сразу поставить
АКБ на заряд.
Но не торопитесь, есть инструкция по эксплуатации и она гласит:
Правило 1. Перед проведением заряда проверьте уровень электролита в батарее.
Действие второе. Проверить уровень электролита во всех элементах.
Для этой не сложной, но нужной процедуры, необходимо одеть перчатки и защитные очки. Снимите моноклапанную крышку Plus Series™ или последовательно, повернув на четверть оборота снимите отдельные колпачки элементов (банок). Легко увидеть: покрывает электролит пластины или нет и приблизительный уровень. если, как в случае на фотографии, в части элементов (банок) пластины сухие и электролит не покрывает верх пластин, то:
Действие третье. Долейте воду ровно столько, что бы закрыть пластины на 2-5 мм. Не больше!
Полностью доливать воду до нужного уровня разрешается только после заряда.
Правило 2. Нельзя заряжать, если электролит не покрывает пластины - долейте воду до минимального уровня.
Что бы не наклоняться над АКБ с фонариком и не вдохнуть случайно пары серной кислоты, изготовьте для этих целей простой щуп, как на фото, где нанесите отметку в 1.5 см. Если уровень ниже - долейте воду. У разных конструкций корпуса аккумуляторов может быть своя норма. 1.5 см это для моделей Trojan T105, T125, T145, T875.
Действие четвертое. Зарядить аккумулятор отдельно от всей группы.
Для этого нужно использовать отдельное зарядное устройство, рассчитанное на напряжение аккумулятора, в нашем случае это 8 вольт. Готовых ЗУ на это напряжение в продаже нет, поэтому рекомендуем применить профессиональные ЗУ с ручными регулировками напряжения и тока заряда.
- Список зарядных устройств, позволяющих зарядить АКБ на 8 Вольт:
- зарядное устройство Кулон 717D - позволит заряжать АКБ напряжением 6-12 вольт. Ток 15 Ампер.
- зарядное устройство Кулон 720 - позволит заряжать АКБ напряжением 6-12 вольт. Ток 20 Ампер.
- зарядное устройство ВЫМПЕЛ 55 - позволит заряжать АКБ напряжением 6-12 вольт. Ток 15 Ампер.
Правило 3. Доливать воду до нужного уровня только после заряда аккумулятора.
- Если Вы не хотите повторения - проведите анализ ситуации, ниже перечислены причины:
- Причина 1. Распространенная. Часть электролита была потеряна при транспортировке батареи еще до начала эксплуатации. Обычно это происходить при доставке в регион транспортными компаниями. Аккуратность погрузки-разгрузки на этом этапе не всегда на должном уровне. батарею могла наклонить, перевозить на боку или вообще перевернуть. Характерными чертами такого небрежного обращения с грузом являются многочисленные подтеки электролита на верхней части корпуса.
Полагаться на то, что АКБ новая и там все в порядке, по выше изложенной причине нельзя! - Причина 1.2. Тоже распространенная. Батарею уронили при погрузке или монтаже, как это было в описаном на фото случае. Как правило отсутствие электролита в крайних банках и указывает на наличие трещины в корпусе, через которую вытек электролит. Что бы проверить, осмотрите корпус с углов.
- Причина 2. Распространенная. Халатность или незнание основ эксплуатации акб с жидким электролитом обслуживающего персонала. В компаниях с большим парком электрокаров (склады, порты, производства), есть должность "аккумуляторщик" - это профессия, которая предполагает знания в области работы с АКБ и техники безопасности. В иных случаях (отели, мини гольф клубы, аттракционы в парке), такой должности нет, и обслуживающий персонал пользуется своим опытом эксплуатации аккумулятора, и чаще всего своего личного, в автомашине. Современные автомобильные аккумуляторы не нуждаются в доливе воды и перенося эту информацию на тяговые батареи, в конечном итоге получают сухие пластины и губят хорошую качественную и дорогую батарею за 8-10 месяцев. А срок службы гораздо дольше.
- Причина 3. Часто встречается в Южных районах РФ. Температура. Эксплуатация батарей в жарком климате накладывает дополнительные обязанность проверять уровень электролита чаще обычного.
- Причина 4. Редко встречаются ситуации с неисправностью зарядного устройства или ЗУ для тяговых аккумуляторов перепутали в гараже. Что бы определить работоспособность зарядного устройства сверьте показания напряжения в конце заряда с табличным.
Правило 4. Проверяйте уровень не реже 1 раза в две недели, а в жарком климате 1 раз в неделю!
Действие пятое. после заряда долить воду до уровня 1.5 см выше пластин или, "на четверть сантиметра ниже края клапана".
После этих действий по восстановлению аккумулятора, не торопитесь праздновать победу, дайте отстоятся 12-20 часов и заново замерьте напряжение и плотность электролита, если плотность ниже 1.250, то проведите уравнительный заряд.
Как правило полностью АКБ не восстановится, процессы сульфатации пластин не позволяют набрать изначальную емкость .
Зачем нужен уравнительный заряд.
Уравнительный заряд нужен для выравнивания плотности электролита по высоте в пределах одного элемента. Он же носит название перезаряд, его действие заключается в перемешивании электролита внутри элемента за счет его "кипения". Во время "кипения" (не путайте с чайником), образуется повышенное газовыделение, которое перемешивает снизу вверх раствор электролита, тем самым выравнивая его плотность по вертикали.
Физически, уравнительный заряд представляет собой избыточный заряд аккумулятора, после полного заряда.
Внимание! Компания Trojan рекомендует проводить уравнительный заряд только в том случае, если у аккумуляторов низкая удельная плотность, менее 1.250, или удельная плотность колеблется в широком диапазоне, 0.030, после полного заряда аккумулятора.
Для проведения этой процедуры, нужно ознакомится с инструкцией к зарядному устройству, и включить этот режим. Затем следует измерять удельную плотность каждый час. Завершить уравнительный заряд следует тогда, когда удельная плотность прекратит расти.
Причина, приводящая к неравномерности электролита (расслоению), обычно заключается в долгом хранении без своевременного подзаряда. Т.к. электролит - это раствор серной кислоты, то Кислота - тяжелее воды, опускается вниз, вода, вытесняется наверх. Рабочая зона пластин получается посередине. Это снижает емкость батареи и при длительной ситуации такая АКБ полному восстановлению уже - не подлежит.
Как хранить батарею, и не потерять ее емкость из-за расслоения?
- Следует зарядить аккумулятор перед тем, как помещать его на хранение.
- Хранить в прохладном сухом месте, защищенном от пыли, прямого солнечного света.
- Отключить от зарядного устройства и от бортовой сети гольф машины или погрузчика (подъемника, штабелера), чтобы устранить потенциальную паразитную нагрузку, которая может привести к разряду аккумулятора.
- Аккумуляторы постепенно саморазряжаются во время хранения.
- Находящиеся на хранении аккумуляторы должны проходить подзарядку по достижении 70 % уровня заряда (SOC) или менее. Измерения удельной плотности и напряжения смотрите в Таблице.
Удельную плотность или напряжение необходимо контролировать каждые 4 – 6 недель.
Очистка поверхности батареи от следов кислоты и др. загрязнений.
- Убедитесь, что все защитные колпачки надежно закреплены на аккумуляторе.
- Очистите верхнюю поверхность аккумулятора, клеммы и соединения при помощи безворсовой салфетки или щетки и раствора пищевой соды и воды. Концентрация 400 грамм соды на 1 литр воды. Запрещается допускать попадание чистящего раствора внутрь аккумулятора.
- Ополосните водой и высушите.
- Нанесите тонкий слой технического вазелина или средства для защиты клемм.
- Содержите территорию вокруг аккумуляторов в чистоте и сухости.
О защитной смазке клемм.
В Инструкции по эксплуатации написано нанести тонкий слой защиты клемм от коррозии. Это хороший совет, но может с играть плохую роль, если не знать. что смазка - диэлектрик. Наносить смазку надо уже на смонтированную клемму! Другими словами, прикручивайте провод или аккумуляторную перемычку к клемме аккумулятора, и поверх наносите защиту. При этом сам контакт болт-клемма остается под смазкой сухим.
Редко, при хранении АКБ, технически возможно извлечь блок, состоящий как правило из 6-8 штук батарей, целиком. Поэтому снимают провода, и поштучно вытаскивают АКБ из электромашины. Если потом нанести смазку, то вся клемма окажется покрыта диэлектриком, что конечно хорошо для хранения. Затем в начале следующей эксплуатации об этом забывают и прикручивают провода на смазку. Получается высокоомный контакт, который при первом же заряде даст разогрев клемм и их оплавление. Важно перед монтажом зачистить и обезжирить клеммы!
перед монтажом АКБ, тщательно очистите клеммы от защитной смазки и загрязнений!
Надеемся, что эта информация поможет правильно эксплуатировать тяговые АКБ Trojan и исключить ошибки в обслуживании!